
Честно говоря, изначально мы собирались рассказать вам о том, как в нынешнюю непривычно холодную зиму социальные службы спасают калининградских бездомных, предоставляя им теплый ночлег и питание. Но стоило поближе познакомиться с работой Центра социальной адаптации, как стало понятно: помощь бродягам в морозы – далеко не единственная проблема, которую сейчас приходится решать.
Почти 500 человек в год
Полностью учреждение называется так — Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий. Всего в области открыты три отделения: на улицах Ялтинской и 2-й Алтайской в Калининграде и улице Луначарского в Советске, которые в общей сложности готовы приютить около 140 человек.
Мы заглянули в отделение № 1 на Ялтинскую.
— Лица без определенного места жительства — только одна из категорий, — объясняет директор учреждения Владислав Мещеряков. — Еще есть вторая — люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Например, человек приехал на заработки, по каким-то причинам потерял работу. Здесь, в чужом городе, идти ему некуда, кроме как к нам. Мы предоставляем койко-место на 10 дней, организуем питание и помогаем вернуться домой.
Центр не просто дает кров. Главная задача — социальная адаптация. Работники помогают восстановить документы, установить родственные связи, сотрудничают с Центром занятости, чтобы найти работу, – в общем, делают все, чтобы вернуть человека к нормальной жизни.
— Если оперировать цифрами, то за прошлый год мы обслужили 488 бездомных. Людей, попавших в трудную ситуацию, гораздо меньше — всего около 40, — приводит статистику Владислав Мещеряков.
— Люди сами к вам обращаются? — спрашиваю я.
— Бывает, что сами. Это касается особенно попавших в затруднительное положение. Иногда неравнодушные граждане вызывают нас, когда встречают бездомного в подъезде или где-либо еще. Также мы дважды в неделю проводим рейды, в ходе которых сами стараемся выявлять и предлагать помощь нуждающимся.
По словам заведующей отделением № 1 Анны Стредининой, за недолгие полтора года, что она здесь работает, через нее прошли десятки людей. При этом она помнит абсолютно каждого и может рассказать, как сложилась их дальнейшая судьба.
— Однажды мы нашли сына женщины, которая у нас находилась какое-то время, — приводит пример Анна Викторовна, с теплотой и гордостью показывая мне стенд с десятками фотографий.

«Ошибку совершила я, мне и отдуваться
»
В продолжение разговора заведующая приглашает меня побеседовать с одной из женщин, получающих социальные услуги в отделении.
— То, что с ней произошло, актуальная проблема для нашего времени, — вздыхает Анна Викторовна. — Я хочу, чтобы люди поняли, как легко оказаться в такой же ситуации.
На первом этаже меня знакомят с Марией. Она охотно делится историей и, не стесняясь, рассказывает, как здесь оказалась.
— С пенсией в 15 тысяч мне было трудно, — начинает она немного издалека. — А работать со своей спиной я не могу — болит так, что разогнуться не могу. Поэтому, когда позвонила какая-то девушка и предложила подзаработать, я согласилась.
Звонили, естественно, мошенники. Им удалось убедить пенсионерку под видом инвестиций вложить огромную сумму. Для этого пришлось влезть в долги и кредиты. Когда стало ясно, что ее обманули и прибыли не видать, Мария решила продать единственную квартиру, чтобы хоть как-то рассчитаться. Затем сама позвонила в центр, попросила помощи, и вот уже три месяца, как она здесь. У Марии есть дочь, которая живет за границей, но пенсионерка не хочет ее впутывать.
— Я привыкла всегда отвечать за свои поступки, — твердо произносит она. — Эту ошибку совершила я, мне и отдуваться. Тем более здесь хорошо, очень напоминает студенческую жизнь.
Внутри отделение и правда похоже на университетское общежитие: этажи поделены на мужской и женский, в комнатах живут несколько человек, кухня и ванная общие.
Помощь не нужна?
Сотрудники отделения на Ялтинской любезно согласились взять меня в ближайший рейд. Мы дружно забираемся в служебный микрик и отправляемся в поездку по замерзшим калининградским улицам.
— Что, прямо здесь? — невольно изумляюсь я, когда машина вскоре останавливается напротив торгового центра рядом с Центральным рынком.
Раньше я бы ни за что не поверил, что это одно из «пригретых» мест для бездомных. Когда обещали взять на выезд, представлялся долгий путь на окраины, а не поездка в самый центр города.
— Конечно! Тут вообще их излюбленное место, но сейчас, в морозы, они хорошо прячутся, — отвечает специалист по социальной работе Инна Тарасова.
Сегодня в выезде участвует и заведующая отделением № 2 Ирина Уржумцева. Какой по счету этот рейд для нее — уже не помнит.

На светофоре наша команда встречает бабушку, просящую милостыню. Я указываю на нее вопросительным взглядом.
— От нашей помощи она отказывалась уже сотни раз, — объясняет Инна Ивановна. – Но нам все о ней известно: у нее есть свое жилье, получает пенсию. Это ее образ жизни такой, и, к сожалению, мы не в силах это изменить.
Поднимаемся на третий этаж торгового центра. Возле окон стоят столы. Почти все заняты. Специалисты замечают большую компанию, человек шесть, и подходят к «отдыхающим». Из кармана куртки одного из мужчин торчит бутылка водки, но одеты почти все прилично. Изучив их, мои старшие коллеги по рейду озвучивают вердикт:
— Нет, это просто любители выпить. Бездомные так не одеваются.
Как мне тут же объяснили, человека, потерявшего крышу над головой, чаще всего отличает от бродяги-выпивохи банальное отсутствие теплой зимней одежды.
Никого не обнаружив внутри, выходим из здания и идем вокруг ТЦ. Попутно слушаю истории о разных постояльцах.
— Особенно обидно, — признается Ирина Геннадьевна, — когда доверишься человеку, помогаешь, ездишь с ним, собирая справки, а он все бросает и уходит. Таких историй достаточно, но и с благополучным концом хватает.
«Спасибо, все у всех есть
»
Никого не встретив по дороге, возвращаемся на площадь перед зданием. Компания, выпивавшая минут десять назад в помещении, тоже переместилась на улицу. Вдруг замечаем женщину, разговаривающую с пожилым человеком. Дедушке явно плохо.
Пока мы подходим, состояние пенсионера ухудшается, и он падает на тротуар. Сердобольная прохожая помогает ему подняться и сесть на скамейку. Мы вызываем скорую, а из торгового центра уже бежит испуганная дочь.
Пока ждем, замечаем на скамейке еще одного мужчину. Ирина Геннадьевна долго всматривается и наконец приглашает меня подойти.
— Здравствуйте! Подскажите, вам есть где переночевать? А то сейчас такие морозы… – задаем вопросы.
— Да, все есть у меня.
— Может, у знакомых есть те, кому негде переночевать?
— Спасибо, все у всех есть, — даже немного обижается он.
На контакт идти не хочет. Встает, достает бутылку водки и отходит…
Подъезжает скорая, фельдшер начинает заниматься пенсионером. Наш выезд тоже подходит к концу.
ВНИМАНИЕ!
Если вы видите кого-то, кому нужна помощь этой зимой, сообщите об этом сотрудникам Центра социальной адаптации для лиц без определенного места жительства:
8 (4012) 557-096 — отделение № 1 по адресу: г. Калининград, ул. Ялтинская, д. 67 (прием с 8:00 до 17:00);
8 (4012) 968-945 — отделение № 2 по адресу: г. Калининград, ул. 2-я Алтайская, д. 1 — круглосуточно;
8 (40161) 336-12 — отделение № 3 по адресу: г. Советск, ул. Луначарского, д. 22а — круглосуточно.
Комсомолка на MAXималках — читайте наши новости раньше других в канале @truekpru